ua en ru

Новая "скорая помощь" опасна для здоровья

Автор: RBC.UA
На самой масштабной за всю историю Украины закупке "скорых" успели пропиариться сразу 2 министра здравоохранения: Раиса Богатырева, при которой были закуплены машины, и Олег Мусий, под руководством которого автомобили были приняты.

Максим Шпаченко, Владислава Козак, "Агентство журналистских исследований", специально для РБК-Украина

На самой масштабной за всю историю Украины закупке "скорых" успели пропиариться сразу 2 министра здравоохранения: Раиса Богатырева, при которой были закуплены машины, и Олег Мусий, под руководством которого автомобили были приняты.

Принадлежность министров к враждующим политическим лагерям не помешала чиновникам ввести в эксплуатацию автомобили, представляющие угрозу для жизни врачей и пациентов.

На протяжении всей закупки чиновники из Минздрава утверждали, что все закупаемые автомобили наилучшего качества, сделаны согласно существующим стандартам, а установленное оборудование - от известных европейских производителей. Однако, как выяснилось, к качеству автомобилей у врачей появился ряд вопросов.

Во всех автомобилях НПО "Практика" установлены незарегистрированные устройства для нагрева растворов для вливания до температуры (37±2)°С. В списке оборудования, установленного на новых автомобилях экстренной медицинской помощи у НПО "Практика" в графе "Название оборудования" значится следующее "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи".

Сразу отметим, что все, что используется для инвазивных методов (предполагающие проникновение в тело пациента) должно иметь не только сертификат качества, но и свидетельство о государственной регистрации Минздрава. ОО "Агентство журналистских исследований" (АЖИ) обратилось в Государственную службу лекарственных средств Украины (проводит госрегистрацию лекарственных препаратов и изделий медназначения) с просьбой подтвердить, что устройство для нагрева растворов с названием "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи" производства НПО "Практика" имеет свидетельство о госрегистрации.

Несмотря на то, что Гослекслужба ранее самостоятельно отвечала на все запросы АЖИ (в том числе аналогичные), именно по этому письму оно обратилось в ГП "Политехмед" (это государственное предприятие подтверждает соответствие автомобилей действующему законодательству и стандартам). Приводим выдержку из ответа за подписью директора предприятия Ростислава Картавцева:

"В соответствии с требованиями ДСТУ 7032:2009 салон автомобилей скорой медицинской помощи (дальше АСМП) должен быть оснащен специальным медицинским оборудованием, в том числе отдельное оборудование может быть непосредственно встроено в медицинском салоне при переоборудовании базового автомобиля. В АСМП типа В и типа С производства НПО "Практика", которые разработаны на базе Peugeot Вoxer, но должным образом зарегистрированы, применено устройство для нагрева растворов до температуры (37±2)°С, которое входит в состав переоборудования АСМП, то есть оно жестко закреплено на специальном месте медицинского салона и является его неотъемлемой частью. Назначение устройства, его технические характеристики и использование полностью изложены в руководстве по эксплуатации АСМП. Отдельного свидетельства о государственной регистрации относительно вышеупомянутого устройства не требуется".

Удивляет не столько ответ, сколько то, а почему руководство НПО "Практика" решило установить только нагреватели для растворов "кустарного производства", спрятавши это под процедуру переоборудования. Ведь почти все оборудование в автомобиле "скорой" имеет жесткое крепление, а, значит, исходя из логики руководства ГП "Политехмед", не нуждается в госрегистрации! Дефибрилляторы, носилки, мониторы, электрокардиографы - все это можно было назвать "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи" и вместо дорогих позиций поставить даже несертифицированное оборудование из стран третьего мира. Очевидно, что такая комплектация вызвала бы скандал, а вот устройства для нагрева растворов в количестве 1159 штук должны были пройти незаметно.

Другие производители не решились на схему НПО "Практика". У ООО "Сити транспорт групп" было заявлено устройство для нагрева производства ООО "Днепропетровский автобусный завод", у ООО "Автоспецпром" - Bicaksilar Tibbi Cihazlar Sanayi ve Ticaret A.S. (Турция), у ООО "Глобал Автогрупп" - ООО "ТахатАкси" (Беларусь). И только НПО "Практика", которое выиграло больше всего лотов, решило заработать на оборудовании, не имеющем свидетельства о госрегистрации в Минздраве.

Система вливания, которая дает возможность использовать жидкость, подогретую до температуры крови (37±2)°С, обязательна в автомобилях В и С класса согласно ДСТУ 7032:2009 Украины. Доцент кафедры анестезиологии и интенсивной терапии Сергей Дубров рассказывает, что использование некачественного устройства для нагрева жидкостей может привести к самым катастрофическим последствиям. "Важно чтобы раствор имел температуру (37±2)°С. Если ввести не той температуры раствор, у пациента могут усугубиться спазмы сосудов или шоковое состояние. Может случиться периферическая циркуляция крови и, как результат, рефлекторная остановка сердца", - говорит Сергей Дубров.

Устройство для нагрева используется в случаях, когда у человека пониженная температура тела и для того, чтобы бороться с гипотермией (переохлаждение), которая может стать причиной остановки сердца. Подогретая жидкость дает возможность более качественно оказать медпомощь. Самостоятельной терапевтической роли раствор не несет, только в комплексе с лечением. Раствор должен иметь нужную температуру при входе в саму вену, ведь протекая по тонкой трубке, он может охлаждаться.

"Если влить раствор холодным, то пациент будет охлаждаться. Если у человека переохлаждение и ему вдобавок влить холодную жидкость, то эффекта от реанимации вообще не будет. Если же это травма или потеря крови и охладить больного раствором, то возможен механизм развития осложнений в позднем периоде. Результат дальнейшей операции и лечения будет от этого зависеть. Вливание очень горячего раствора будет причиной свертывания крови, что влечет за собой образование тромбов и летальный исход", - рассказывает глава правления ОО "Всеукраинский совет реанимации и экстренной медицинской помощи" Виталий Крылюк.

К слову, стационарные кислородные баллоны у НПО "Практика" тоже собственного производства под названием "Входит в состав оснащения салона автомобиля скорой помощи". Однако, согласно действующим нормативно-правовым актам, госрегистрация обязательна не для кислородных баллонов, а для медицинского кислорода. И это после того, как опасность баллонов была продемонстрирована на всю страну 18 января 2010 года, когда в больнице № 7 г. Луганска взрыв кислородного баллона забрал жизни 16 человек. Чиновники Гослекслужбы обязывают производителей проводить госрегистрацию самих автомобилей, как медицинских изделий (коррупционный механизм для блокирования нежелательных производителей), но на особо важные изделия и оборудование даже не обращают внимание.

Но и это еще не полный список угроз пациентам "скорых", которые по странным причинам прошли только с положительными отзывами у руководства Минздрава и ГП "Политехмед". В 103 автомобилях производства ИП "АИС-Столица" установлены тумбочки, которые можно назвать тумбочками "смерти". Слева от изголовья пациента находится тумбочка, в которую члены бригады могут складывать вещи, приборы, расходные материалы, лестничные шины. Главной особенностью этих тумбочек является то, что у них нет замка или крепления, а это означает, что в случае ДТП, если машина упадет на бок или перевернется, все содержимое тумбочки полетит в голову пациенту и в медперсонал.

"При резком торможении или ДТП предметы, которые не закреплены, могут серьезно травмировать пассажиров. Предмет, который по инерции падает с большой скоростью, может нанести черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга или даже перелом кости. По сути, не закрепленные предметы в салоне автомобиля при ДТП превращаются в снаряд, который может не только травмировать, но и убить пассажиров. А для пациентов риск еще выше, ведь они могут находиться в бессознательном состоянии", - рассказывает врач неотложных состояний Руслан Солтисюк.

Остаются проблемой и нашумевшие сидения в автомобилях НПО "Практика". Согласно ДСТУ ни к чему не подкопаешься. Однако принцип размещения этих сидений не подлежит логике. Боковые сидения в раскрытом положении расположены вплотную к носилкам. Таким образом, врач сможет сидеть повернутым только по ходу движения, а не к пациенту. Или же максимально раскидывать ноги по ширине, что во время движения автомобиля несет риски. Врачи и медработники уверяют, что даже во время движения им необходим полный контроль над пациентом. При возможном ДТП такое положение ног может быть особо травмоопасным для медперсонала.
Впрочем, ни одно из предложенных сидений у победителей тендера не обеспечивает все потребности фельдшера или врача при работе с пациентом. К примеру, если фельдшеру нужно проводить манипуляции с ногами пациента, то ему нужно встать с сидения, ведь оно вмонтировано в пол. В некоторых европейских странах в машинах "скорой" с помощью специального рычага сидение можно продольно перемещать по всему салону вдоль стенки от головы к ногам, не теряя время и, оставаясь в удобном положении.

Все эти факты указывают на то, что нынешний ДСТУ не идеален, а надеяться на сознательность производителей и вовсе не стоит. И это при том, что Минздрав, проводя закупку "скорых" одним тендером, отдает производителям сверхприбыли, лишая себя возможности сэкономить государственные деньги.

Создание автомобиля экстренной медицинской помощи состоит из трех этапов. Первый - это закупка шасси, второй - закупка нужного оборудования, третий - установка оборудования и переоборудование шасси под "скорую". И вместо того, чтобы самостоятельно определять шасси, оборудование и стоимость переоборудования, Минздрав делегирует свои права на проведение госзакупок предпринимателям, не способным создать безопасный автомобиль.

Такая схема ведет не только к потере качества автомобилей и угрозе для жизни пациентов, но и к серьезным финансовым потерям. Попытаемся посчитать потери государства на закупке автомобилей "скорой".

Известно, что стоимость автомобиля В-класса на момент проведения тендера составляла около 650 тыс. грн. После смены власти в стране, представители дилера Peugeot в Киеве "Види Авеню" заявили о том, что на них оказывалось давление руководства Министерства доходов и сборов и они были вынуждены убрать наценку на свои автомобили. НПО "Практика" дилер продал Peugeot Boxer по цене 205 400 грн. за 1 единицу. Предположим, что используя прозрачные схемы и самостоятельно проводя закупки, государство не использовало бы такие драконовские методы и цена за 1 машину составила бы 215 000 грн.

Нам известна еще одна фиксированная цифра, из которой состоит конечная стоимость автомобиля. Еще в сентябре 2013 года на презентации автомобилей в Минздраве, производители озвучивали свои производственные мощности и стоимость переоборудования автомобиля. "Види Автогруп" заявляло около 160 тыс. грн. за переоборудование автомобиля в В-класс, ООО "Автоспецпром" - около 180 тыс. грн., НПО "Практика" - не менее 250 тыс. грн. Если бы Минздрав отдельно проводил бы тендер на переоборудование автомобилей, то он бы выбрал компанию с самой лучшей ценой. Возьмем, среднюю цену, которую предлагает ООО "Автоспецпром" - 180 тыс. грн.

Новая "скорая помощь" опасна для здоровья

Теперь стоимость оборудования. Один из самых сложных и непрозрачных этапов создания "скорой". Дело в том, что на таких огромных объемах, поставщики оборудования не только дерутся между собой за лакомый кусок бюджетных денег, но и дают скидки, которые могут превышать 50% от прайсовой стоимости. Нам известно, что у всех производителей оборудование примерно одного класса, поэтому возьмем цифру того производителя, который потратил меньше всех. "Види Автогруп" потратил бы на закупку оборудования около 275 тыс. грн., ООО "Автоспецпром" - 255 тыс. грн., а НПО "Практика" - около 195 тыс. грн.

Суммируем работы и получаем стоимость одного автомобиля В-класса в размере 590 тыс. грн. Таким образом, по самым минимальным расчетам, Минздрав переплачивал (а правильнее сказать бездумно тратил бюджетные средства) 10%.

Тем не менее, от порочной практики неэффективного использования государственных средств в Минздраве отходить не собираются. Источники говорят, что если тендер на закупку новых автомобилей "скорой" и будет проводиться в следующем году, то только по старой схеме, где один производитель, набивая карманы сверхприбылью, сможет поставить государству сотни автомобилей скорой помощи опасных для жизни пациентов и врачей. Но это давно никого не тревожит. Ведь пока существует дефицит машин, бригады рады любым поступлениям. А темпы обновления автопарка "скорых" такие, что станции скорой помощи будут всегда жить в таком дефиците, надеясь, что в следующем году можно будет поменять хоть несколько машин.

Справка: После того как все "скорые" отправили по областям, количество автомобилей возрастом до 5 лет составляет около 2700 единиц. До масштабной закупки количество санитарных автомобилей составляло 3389 единиц транспорта, из которых 761 - нуждалась в капитальном ремонте. Еще 769 машин должны были быть списаны. Таким образом, обеспеченность Украины автомобилями скорой помощи составляет около 60%, при этом дефицит автомобилей составляет 1861 единицу санитарного транспорта.